Марина Савенкова
ШКОЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
(Из наблюдений Домшколят)
Книги на полке
В школе тихо и спокойно. Каникулы начались неделю назад. Иногда кто-то из ребят забегал в школу – забрать из раздевалки забытую спортивную форму, сдать учебник, взять на лето цветок из класса.
Будущий третьеклассник Миша пришёл, чтобы сдать в библиотеку книги, которые с зимы так и не прочитал.
– Заходи, заходи, здравствуй! – приветствовала его библиотекарь Мария Николаевна.
– Здравствуйте! – выдохнул Мишка, покраснел и, отчего-то вздыхая, стал выкладывать из сумки на стол книжки.
– Ну как? Все прочитал? – поинтересовалась Мария Николаевна.
– Почти… – еле слышно ответил Мишка.
– По чтению пятёрка, небось? – продолжала с улыбкой расспрашивать библиотекарь.
– Почти – прошептал мальчик, уткнувшись взглядом в кроссовки.
– Ну, вот, отметила, что сдал все. А давай-ка ты мне поможешь. Мне надо к завучу сходить ненадолго. Побудь здесь немножко, книжки свои на полки пока расставь: сказки к сказкам, рассказы к рассказам. – Не успел Мишка ответить, как Мария Николаевна вышла.
– Доверяет! – пискнул кто-то, – Не побоялась оставить тебя здесь одного с таким богатством.
Мишка он неожиданности плюхнулся на стоявший рядом стул.
– Кто здесь? – хриплым голосом спросил он.
– Как это кто! – возмутился голос, – Школьное богатство – я! А ты возьми книжки, которые надо расставить по местам, и подойди к стеллажам.
Мишка осторожно взял книжки со стола и, пугливо озираясь по сторонам, подошёл к книжным полкам.
И вдруг из одной книжки высунулся длинный нос и ткнул Мишку в плечо. «Где-то я такой видел» – только и успел подумать мальчишка. Тут же из книжки на ближайшей полке, появилась чья-то мохнатая коричневая лапа и тоже попыталась дотянуться до мальчика. И тут началось!.. Послышались голоса, непонятные звуки. Книжки приоткрывались одна за другой. Из них выглядывали лица и морды книжных героев. Некоторые улыбались и протягивали Мишке что-нибудь приятное: листик, цветок, конфету. Другие хмурились, грозили Мише кулаками и лапами. Книжные герои пытались сказать, спросить, объяснить, кто-то аплодировал, кто-то сердито ворчал на мальчишку. Стояли шум и гам!. Книжки в его руках тоже приоткрылись и зазвучали разнообразными звуками. Мишка попятился и уронил их на стол.
– Всё ещё не понимаешь? – громко спросил тот же голос, с которого и началось это светопреставление.
– Нннееет, не понимаю… – прошептал Мишка.
– Тихо! – скомандовал голос.
В библиотеке воцарилась полная тишина. А на ближайшей полке зазвонил колокольчик. Миша посмотрел туда, а там… – там сидело маленькое существо, похожее на домовёнка. Его волосы были заплетены во много косичек, на концах которых вместо бантиков были крошечные серебряные колокольчики.
– Ты кто? – удивлённо спросил Миша уже без страха.
– Я – Домшколёнок! – гордо ответил тот, – Вот у тебя дома живёт Домовёнок?
– Нннеее знаааю, наверно… – неуверенно сказал мальчик.
– Живёт-живёт, не сомневайся! Домовые есть во всех домах. А в школах живём мы – Домшколята! Должен же кто-то смотреть за порядком. Вот ты нарушил одно из правил. Тот, кто взял в библиотеке книгу, не прочитал и сдал – с той же минуты, куда бы он не пришёл: в книжный магазин, киоск, другую библиотеку, будет слышать и видеть то, что ты сейчас видишь здесь. А ты принёс вообще целую стопку книг!
– А если я прочитал хотя бы одну? – спросил Миша.
– Ну, тогда другое дело.
– Значит, если я прочту все, перестану слышать? – пытался разобраться в сложившейся ситуации Миша.
– А ты попробуй! – коротко ответил Домшколёнок.
– Не прочитает! Не прочитает! – раздался из книжки в руках у Миши звонкий голосок, а потом показался всё тот же длинный нос и опять ткнул его в плечо. – Книжку обо мне он брал уже во второй раз, но снова сдал, так и не прочитав.
– Привет, Буратино! – улыбнулся Домшколёнок. – давай-ка не будем забегать вперёд! Мне кажется, что этот мальчик всё-таки способен читать хорошие книги.
Мишка молчал. Ему верилось и не верилось в происходящее. Но вот же – Домшколёнок сидит на полке, весело болтая мохнатыми ножками! И нос Буратино – теперь Мишка его узнал – продолжает колоть плечо…
Мальчик представил, что если не прочитает эти сданные им в библиотеку книжки, то до самой старости, везде, всюду, где имеется хоть небольшая библиотека – услышит подобное ворчание, увидит грозящие пальчики, кулачки и лапы, получит тумаки и пинки…
– Ну, уж нет! – подумал Миша и громко, уверенно объявил, – Я прочитаю! Я обещаю! Скажи, а почему некоторые герои из книжек мне улыбались и пытались даже вручить подарки?
– Это те герои, книжки о которых были тобой прочитаны. Им не за что на тебя сердиться.
В этот момент дверь в библиотеку открылась и вошла Мария Николаевна.
– Миша, – спросила она, – ты чего так и стоишь в обнимку с книжками, нужные полки не нашёл, или расстаться не можешь?
– Нашёл, – ответил мальчик и оглянулся на полку, где сидел Домшколёнок. Но там уже никого не было.
– Мария Николаевна, а можно я эти книжки возьму на лето? Так захотелось прочитать их ещё раз!
– Ну, конечно можно, раз понравились. Сдашь в новом учебном году.
– Спасибо! – обрадовался Миша, – Я аккуратно!
Библиотекарь сделала в Мишиной карточке нужные записи, потом пожелала ему отличных каникул. Попрощавшись, Мишка в обнимку с книжками помчался домой. Дома он сел на кухне, где не было ни одной книги, кроме поваренной, и начал читать сказку про Буратино.
Остальные библиотечные книжки "проглотил" за неделю.
«Почему же я раньше не хотел читать? – удивлялся сам себе Миша. – Это же так интересно!»
Всё лето, куда бы мальчик, ни ездил: в деревню к бабушке, на семейную дачу, он брал с собой книги из домашней библиотеки и читал. Читал уже не потому, что боялся услышать голоса из книг. Просто ему это занятие очень понравилось.
С тех самых пор голосов он не слышал больше никогда. А вот с Домшколёнком, нет-нет, да и встречается в школьной библиотеке, куда Миша часто приходит за новыми книжками. Тот приветливо машет ему с какой-нибудь книжной полки и улыбается.
В каждом может проживать динозавр!
Серёже на День рождения подарили энциклопедию про динозавров. Он не увлекался древними животными, но читать любил. На следующий день Сергей вернулся из школы, пообедал, потом уселся в своей комнате на диван, взял в руки подарок. Прочитав несколько страниц, задержался на одной картинке. Изображённое на ней показалось далёким, таинственным, в то же время знакомым. В этот же день книга была прочитана.
Наступило тёплое солнечное утро сентябрьской субботы. Серёжа с папой, мамой и младшей сестрой Олей решили пойти в зоопарк. Протянув билет контролёру, Серёжа забежал на территорию. С рекламного щита при входе на него смотрел Археоптерикс.
«Странно! – удивился Серёжа. – Живёт здесь? Не может быть! Археоптериксы жили в далёком юрском периоде» – Серёжа зажмурился, а когда вновь взглянул на щит, увидел обыкновенного попугая.
– Показалось! – выдохнул мальчик и побежал догонять сестру.
Первой на выбранном маршруте стала зона обитания птиц. Навстречу вышел Орнитомимус – динозавр мезозойской эры.
– Вот это да! – прошептал Серёжа.
– Красивый страус! – обрадовалась Оля.
Серёжа закрыл глаза, открыл и тоже увидел не динозавра, а страуса. Следом за ним по дорожке вольера вышагивали двуногие динозаврики Тероподы – так показалось Серёже. А Оля обрадовалась: «Смотри, какие милые курочки идут!» – Мальчик присмотрелся: «Точно – курицы!» – Ребят догнали родители. Страус, выглядывая из-за забора, покивал им головой, будто приветствовал.
Отправились дальше. Мальчику всюду чудились динозавры. Вместо жирафа – длинношеий Диплодок. Из пруда, в котором жил крокодил, на него смотрел Архозавр. В аквариуме с хищными рыбами, плавал Шастазавр в уменьшенном виде. Серёжа замер на месте.
– Испугался? – спросила мама.
– Нет, показалось! – ответил Серёжа.
– Понял! – воскликнул папа, поймав взгляд сына, направленный на большую рыбу, – Она очень похожа на динозавра!
– Похожа! – захлопала в ладоши Оля. Она протянула руку к стенке аквариума. Акула понеслась прямо на неё.
– Ууу! – закричала Оля, отдёргивая ладонь. – Укусить хотела!
– Кричишь, как Тиранозавр! – сравнил брат.
Оля надула губки. Она видела в мультике Тиранозавров, ей они совсем не нравились.
Семья весело провела время. По дороге домой Серёжа думал: «Хорошо, что в наше время опасных динозавров не существует!»
Дома, к входным дверям, с лаем примчался щенок – новый член семьи. Серёжа взял его на руки и пошёл в комнату.
– И ты наверно похож на какого-нибудь динозавра? – прошептал Серёжа, разглядывая питомца.
Тот в ответ лизнул в щёку и замахал хвостом.
– Точно: на Велоцераптора и Дейнониха! – догадался Серёжа.
Щенок продолжал радоваться встрече. Из кухни неожиданно раздался громкий рык: «Эхррр!». Потом послышалось: «Чайник!» Папа видимо снова обжёгся из-за неаккуратности. «В каждом может проживать динозавр!» – решил Серёжа и побежал на помощь.
На столе осталась лежать книга, способная научить думать, сравнивать, фантазировать, отправлять в путешествия по древнему миру. Замечательная энциклопедия про динозавров!
Кто сможет стать учителем?
Солнечное лето приблизилось к осени. Природа начала готовиться к смене зелёных нарядов на осенние, расшитые золотом.
– Скоро в школу! – сообщила лесному Эху Мудрая Сова.
– Скоро в школу! – разнеслось сообщение по лесу.
– Спасибо за напоминание! – ответил Эху папа Ёж, возвращаясь с грибной поляны домой.
– Спасибо! – откликнулась мама Белка.
– Благодарим! – отозвались Зайцы.
На следующий день семьи, проживающие в лесу, начали собирать детей в обновлённую школу на большой поляне в середине леса. За лето в школе поменяли мебель и доску, прочно залатали навесную крышу, протекавшую в дожди. Учить малышей – как прежде – собиралась Мудрая Сова. Она знала обо всём на свете, умела понятно объяснять и отвечать на вопросы, и – главное! – любила детей. За все эти качества именно она и была признана лучшим лесным учителем.
Наступил долгожданный день.
– Поздравляю с 1 сентября! – прошумело ранним утром Эхо.
В школу с букетами спешили бельчата, зайчата, лисята, волчата, ежата и медвежата. Родители на время занятий разошлись по взрослым делам. Начался урок. Мудрая Сова стала знакомить учеников с первой буквой алфавита – буквой А. Учебный день прошёл чудесно.
На следующее утро дети с родителями, придя в школу, обнаружили, что учительница их почему-то не встречает. Все забеспокоились. Поляна наполнилась шумом. Мама Белка отправилась к дому Совы. Она дёрнула за верёвочку перед дверью в дупло и внутри прозвонил колокольчик. Никто не ответил. Тогда Белка толкнула дверь, и та открылась. Заглянув внутрь, она увидела крепко спящую в кресле Сову. Белка попыталась её разбудить, но ничего не вышло. Белка вспомнила, что однажды в лесу уже так засыпала на целые сутки Зайчиха, которую окутало Сонное облако. Такие облака время от времени выплывали из таинственного болотца, находившегося в чаще леса.
– Неужели снова? – подумала с тревогой Белка и, закрыв дверь в дупло, спрыгнула на дорожку. Возвратившись в школу, она сообщила, что Сова скорее всего окутана Сонным облаком, поэтому очень крепко спит.
Взрослые ещё больше заволновались, дети испугались за Сову и расстроились, что уроков не будет.
– Не переживайте, пока она спит, я буду вести занятия! – неожиданно объявил папа Заяц. Он взял с учительского стола колокольчик и позвонил, оповещая о начале урока.
Дети удивились, но послушно сели за парты. Взрослые отправились в беседку, которая находилась на краю поляны: по домам расходиться не хотелось.
– Открываем Буквари! – Важно объявил новоиспечённый учитель. Ученики послушно открыли книжки. В этот момент из надвигающейся тучи грянул гром: «Бах! Бах!»
– Ззз… – задрожал от испуга Заяц.
– Почему «З»? – удивился медвежонок. – Мы вчера изучили только первую букву «А»
Гром раскатился с новой силой.
– Ззз… – попытался что-то ответить Заяц, но не смог. Его зайчата – за партой – тоже дрожали от страха.
– Давайте я стану учителем, а вы отдохните! – предложила Зайцу Белка. Тот не возражал. Он отправился в беседку, к другим папам и мамам.
Урок продолжался.
Белка стала знакомить детей со второй буквой алфавита – согласной буквой Б.
– Слово Белка начинается с этой буквы. А какие вы знаете слова, в которых буква Б – первая?
– Бочка! – ответил медвежонок.
– Бантик! – сказала Белкина дочка.
– Бублик! – облизываясь, выкрикнул лисёнок.
– Ох! – воскликнула учительница. Совсем забыла, что поставила печься сдобные булочки. Я скоро! – крикнула она и исчезла, только хвост мелькнул.
Время шло, а её всё не было. Родители вышли из беседки, подошли к детям.
– Эх! – выдохнул папа Мишка, – долго ждём. Что же делать? Учителем быть вроде бы не сложно. Давайте я проведу урок. Доставайте учебники по математике, будем учиться считать.
Ученики убрали Буквари в портфели и достали Математику.
– Первая задачка про грибы! – Важно сообщил учитель, и начал читать задание. – «Лиса нашла 1 грибок, а потом ещё 1. Сколько всего грибов нашла лиса?»
– Один гриб! – ответил лисёнок.
– Почему один? – занервничал учитель.
– Потому что у меня так было. Второй гриб я нашёл несъедобный и выбросил его. Получается один! – объяснил лисёнок.
Мишка нахмурился:
– Нет! Не верно! А как думаешь ты, медвежонок? – Он был уверен, что его сынок с лёгкостью справиться с заданием.
Но тот встал и сказал: «Я не люблю грибы, не хочу их считать!»
Учитель растерялся и присел на край стула. Ножки, захрустев, сломались от тяжести. Через секунду Мишка оказался сидящим на траве. Он хотел рассердиться, но сдержался, вспомнив, что является учителем, и обратился к ежонку:
– Ну, а ты как думаешь?
Ежонок встал и ответил:
– Мало грибов нашла лисичка! Видимо она была ленивая. Если бы она ещё поискала, то нашла бы больше!
Папа Мишка, не зная, что сказать, зарычал, обхватил голову лапами и отправился на пробежку по лесу – успокаиваться.
– Он у нас такой нетерпеливый! – вздохнула мама Медведица, глядя вслед убегающему Мишке. – Что же теперь делать? Кто сможет стать учителем?
В этот день уроки больше не проводились. Остальные родители испугались, что не справятся с важной ролью, и учителями становиться не захотели. Но на следующее утро договорились придти к началу занятий и что-нибудь придумать.
А утром учеников в школе, как ни в чём не бывало, встречала Мудрая Сова. Действие Сонного облака, закончилось. Все обрадовались и вздохнули с облегчением: теперь всё будет в порядке.
Родители уселись на скамейках в беседке.
– Дааа, – задумчиво протянул папа Мишка, – не все могут быть учителями.
– Это точно! – поддержала мама Белка, которой накануне пришлось выкинуть все подгоревшие бублики и печь к обеду новые.
– Согласен! – добавил папа Заяц. – Надо подсушить болото, выпускающее Сонные облака, чтобы такие истории больше не повторялись.
Родители согласно закивали в знак согласия. А в школе в это время их дети разучивали весёлую песенку о дружбе и были счастливы!
Чудесная фотография
Летние каникулы в самом разгаре. Хорошо в июле у нас на даче! Рядом, с одной стороны домов – пруд, с другой – лес. Хочешь, грибы с ягодами собирай, а хочешь – рыбку лови. Мы с братом занимаемся тем и другим по очереди – с родителями, конечно. В конце нашего участка раскинулся большой орешник. Год для орехового урожая выдался благоприятным, орехов на ветках видимо-невидимо. Рыжие белки сначала были просто гостями, но уже через некоторое время стали почти весь день проводить в орешнике. За орешником – через забор – в лесу на некоторых деревьях виднелись дупла, которые, скорее всего, были их домами.
Нам с братишкой очень хотелось сделать удачные фотографии белок: вдруг в новом учебном году в школе пригодятся, для конкурсов. Только вот вроде бы и белок много, и мы целыми днями рядом, а в кадре: то хвост, то лапа, то ухо, а то вообще тень одна. Как только мы ни пытались их подкараулить: и в кустах прятались, и пытались слиться со стволами деревьев, по полчаса стояли. Однажды даже из листьев и веток маскировку сделали! Ничего не получалось.
В один из дней мы гуляли по берегу, кормили хлебными крошками в ближайшей заводи семейство уток и фотографировали их для истории. Потом, взглянув на часы, собрались идти домой обедать. Только дошли до калитки, а с ближайшей сосны на нашем участке, прямо на забор – рыжая белка как спрыгнет, да как побежит в нашу сторону. Остановилась почти рядом и смотрит мне в глаза, не мигает. И я на неё смотрю. Тут брат фотоаппарат из одной руки в другую перехватил. Белка от произведённого звука глаза расширила и – ну бежать, спасаться. Только с перепугу прыгнула не в сторону сосны, а в мою. И тут же попала Рыжая гостья ко мне в руки. Обхватил я её и замер. Ну, думаю, сейчас вцепится зубами в палец. Белка тоже замерла, видимо осмысливая, что же произошло. Брат не растерялся: раз – и сфотографировал. Тут белка в себя пришла, оттолкнулась от моих рук, спрыгнула на землю, да как помчится!.. Только её и видели. Я рот открыл от испуга и удивления, даже пошевелиться сначала не мог. Брат хихикнул, ну и я улыбнулся.
Фото получилось чудесное: чёткое, ровное, качественное. Мы с белкой на нём оба смотрим в кадр, будто сто раз репетировали. Белка вроде бы даже улыбается.
Белки, после такого знакомства, решили, видимо, что совершенно подружились с нами. Они смело скакали по ореховым кустам и к концу лета повытаскали из орешника все орехи. Нам было не жалко, ведь теперь в их кладовых появились запасы на зиму.
Это значит, что до следующего лета белки будут сытыми. Может быть, тогда мы пригласим наших друзей, которым удастся с ними познакомиться. А то родители нам, конечно, поверили, а вот ребята в школе нет. Решили, что это мы где-нибудь в зоопарке с дрессированной белкой сфотографировались. Спорить было бесполезно.
До встречи, белки! Спасибо за чудесную фотографию!
[в пампасы]
|